О НОРМАТИВНОМ ФОРМАТЕ

Главная проблема, которую должно решить предложение является отсутствие целостный контроль над  проектирования, ведения и хранения технической документации, отсутствие  информационного обмена в интегрированной информационной технологической системе хозяйства сигнализации, централизации и блокировки на основе инновационных технологий.

В настоящее время сложившаяся в АО «Узбекистан темир йуллари» иерархическая структура нормативных документов предполагает последовательную детализацию требований. Установленные техническими регламентами общие требования безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта должны быть раскрыты в виде конкретных качественных и количественных показателей, предъявляемых к системам и устройствам в нормативных документах более низкого уровня — государственных стандартах и стандартах предприятий. Оценивая реальное состояние нормативного обеспечения в хозяйстве автоматики и телемеханики, можно сказать, что нормативный вакуум, характерный для 90-х гг. прошлого столетия, постепенно заполняется. Нормативная база формируется по трем основным направлениям – актуализация существующих нормативных документов, разработка новых и непосредственное применение европейских нормативных документов.

При разработке новых нормативных документов в качестве основной ставится задача нормативного обеспечения стадий жизненного цикла устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Это позволяет формирование исходных требований к техническим средствам, регламентировать процессы разработки, приемки и сертификации новых систем. Такие документы могут создаваться путем обобщения уже имеющегося опыта создания систем железнодорожной автоматики и телемеханики и заимствования требований нормативных документов других отраслей. Может также учитываться и опыт в области разработки систем управления других стран. Здесь необходимо принимать во внимание особенность развития технических средств, составляющих основу современных систем управления железных дорог.

У всех производителей систем железнодорожной автоматики и телемеханики прослеживается общая тенденция – применение общепромышленных аппаратных средств, которые адаптируются для выполнения конкретных задач с помощью программного обеспечения. Применение программного обеспечения как средства решения технологических задач и задач, связанных с обеспечением безопасности функционирования технических средств, позволяет учитывать нормативный опыт других отраслей промышленности, где оно применяется уже достаточно давно. Это также касается, и совершенно новых технологий, которые ранее не применялись на железных дорогах. Например, использование средств локации и анализаторов звука в системах оповещения работников на путях и людей в зонах пешеходных переходов. При адаптации этих устройств для решения задач железнодорожного транспорта также необходимо учитывать опыт их применения в других отраслях промышленности. Унификация технических средств, которые лежат в основе систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, дает возможность сконцентрировать технические требования к аппаратным средствам в зависимости от условий эксплуатации и требований по безопасности в одних нормативных документах, сделав их общими. А для их специализации под конкретные технологические задачи разрабатываются нормативные документы, которые регламентируют эксплуатационно-технологические требования.

Переход к интегральной оценке уровня безопасности продукции сигнализации, централизации и блокировки на стадиях разработки потребовал создания ряда нормативных документов.

Прямое использование европейских нормативных документов пока затруднительно – сказываются национальные различия в эксплуатационных требованиях и терминологии. Существенными также являются различия в сигнализации, правилах эксплуатации, инструкциях. Тем не менее, задача прямого применения или частичной гармонизации европейских нормативных документов может быть решена по крайней мере для нормативных документов железнодорожного транспорта, ориентированных на процессы разработки и их документирования.

Массовое внедрение новых систем управления, глобальные изменения, связанные с преобразованиями на железнодорожном транспорте и системах сертификации и стандартизации продукции, развитием интеграционных процессов в рамках международного сотрудничества, предопределяют необходимость совершенствования нормативной базы хозяйства автоматики ителемеханики. В ней должны учитываться особенности современной элементной базы, специфика применения программного обеспечения в составе технических средств и новых технологий при реализации функций управления движением поездов, а также изменения в процессах разработки систем, их оценки, приемки и обслуживания.

Задача обеспечения безопасности движения поездов носит комплексный характер, поэтому параметры надежности, включая показатели безопасности, должны нормироваться и поддерживаться на всех этапах жизненного цикла устройств. При этом нормативные документы призваны жестко регламентировать не только само изделие или систему, но и состав, содержание работ, выполняемых при их создании или эксплуатации. Решения разноплановых технических и управленческих задач, отличающихся содержанием и методологией, требуют соответствующей нормативной поддержки.