Название проекта: Совместная разработка инновационного интерактивного электронного нормативного формата технической документации устройств железнодорожной автоматики и телемеханики Ташкентского государственного транспортного университета и Управлением сигнализации и связи
Сумма и направление финансирования:
Направление финансирования | Сумма, в долларах США | |
Направление 1: Усиление связей между вузами и промышленностью | X | 80 000 |
Команда управления проектом:
ФИО, должность | Роль/ответственность | Контактная информация (тел номер, эл.адрес и т.д.) |
Баратов Дилшод Хамидуллаевич, проректор по работе с молодежью | Управление, организация | baratovdx@yandex.ru, 100167, г. Ташкент, ул. Темирйулчилар, дом №1 |
Мерганов Аваз Мирсултанович, начальник отдела научных исследований и подготовки научно педагогических кадров | Технический координатор | meravaz@gmail.com, 100167, г. Ташкент, ул. Темирйулчилар, дом №1 |
Период реализации проекта (не более 24 месяцев): 24 месяца
Главная проблема, которую должно решить предложение является отсутствие целостный контроль над проектирования, ведения и хранения технической документации, отсутствие информационного обмена в интегрированной информационной технологической системе хозяйства сигнализации, централизации и блокировки на основе инновационных технологий.
В настоящее время сложившаяся в ОА «Узбекистан темир йуллари» иерархическая структура нормативных документов предполагает последовательную детализацию требований. Установленные техническими регламентами общие требования безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта должны быть раскрыты в виде конкретных качественных и количественных показателей, предъявляемых к системам и устройствам в нормативных документах более низкого уровня – государственных стандартах и стандартах предприятий. Оценивая реальное состояние нормативного обеспечения в хозяйстве автоматики и телемеханики, можно сказать, что нормативный вакуум, характерный для 90-х гг. прошлого столетия, постепенно заполняется. Нормативная база формируется по трем основным направлениям – актуализация существующих нормативных документов, разработка новых и непосредственное применение европейских нормативных документов.
При разработке новых нормативных документов в качестве основной ставится задача нормативного обеспечения стадий жизненного цикла устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Это позволяет формирование исходных требований к техническим средствам, регламентировать процессы разработки, приемки и сертификации новых систем. Такие документы могут создаваться путем обобщения уже имеющегося опыта создания систем железнодорожной автоматики и телемеханики и заимствования требований нормативных документов других отраслей. Может также учитываться и опыт в области разработки систем управления других стран. Здесь необходимо принимать во внимание особенность развития технических средств, составляющих основу современных систем управления железных дорог.
У всех производителей систем железнодорожной автоматики и телемеханики прослеживается общая тенденция – применение общепромышленных аппаратных средств, которые адаптируются для выполнения конкретных задач с помощью программного обеспечения. Применение программного обеспечения как средства решения технологических задач и задач, связанных с обеспечением безопасности функционирования технических средств, позволяет учитывать нормативный опыт других отраслей промышленности, где оно применяется уже достаточно давно. Это также касается, и совершенно новых технологий, которые ранее не применялись на железных дорогах. Например, использование средств локации и анализаторов звука в системах оповещения работников на путях и людей в зонах пешеходных переходов. При адаптации этих устройств для решения задач железнодорожного транспорта также необходимо учитывать опыт их применения в других отраслях промышленности. Унификация технических средств, которые лежат в основе систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, дает возможность сконцентрировать технические требования к аппаратным средствам в зависимости от условий эксплуатации и требований по безопасности в одних нормативных документах, сделав их общими. А для их специализации под конкретные технологические задачи разрабатываются нормативные документы, которые регламентируют эксплуатационно-технологические требования.
Переход к интегральной оценке уровня безопасности продукции сигнализации, централизации и блокировки на стадиях разработки потребовал создания ряда нормативных документов.
Прямое использование европейских нормативных документов пока затруднительно – сказываются национальные различия в эксплуатационных требованиях и терминологии. Существенными также являются различия в сигнализации, правилах эксплуатации, инструкциях. Тем не менее, задача прямого применения или частичной гармонизации европейских нормативных
документов может быть решена по крайней мере для нормативных документов железнодорожного транспорта, ориентированных напроцессы разработки и их документирования.
Массовое внедрение новых систем управления, глобальные изменения, связанные с преобразованиями на железнодорожном транспорте и системах сертификации и стандартизации продукции, развитием интеграционных процессов в рамках международного сотрудничества, предопределяют необходимость совершенствования нормативной базы хозяйства автоматики ителемеханики. В ней должны учитываться особенности современной элементной базы, специфика применения программного обеспечения в составе технических средств и новых технологий при реализации функций управления движением поездов, а также изменения в процессах разработки систем, их оценки, приемки и обслуживания.
Задача обеспечения безопасности движения поездов носит комплексный характер, поэтому параметры надежности, включая показатели безопасности, должны нормироваться и поддерживаться на всех этапах жизненного цикла устройств. При этом нормативные документы призваны жестко регламентировать не только само изделие или систему, но и состав, содержание работ, выполняемых при их создании или эксплуатации. Решения разноплановых технических и управленческих задач, отличающихся содержанием и методологией, требуют соответствующей нормативной поддержки.
Основные стратегии, которые будут использоваться, включая инновации в рамках разработки Основная цель предложения – это формирования основных принципов создания единого интерактивного нормативного формата технической документации железнодорожной автоматики и телемеханики железных дорог Республики Узбекистан на основе совместной разработки ТашИИТ и Управления сигнализации и связи АО «Ўзбекистон темир йўллари».
На основе исследований будут решены следующие определенные цели:
- создание и ведение нормативной базы технической документации на устройств железнодорожной автоматики и телемеханики;
- обеспечение информационного обмена в интегрированной информационной технологической системе хозяйства сигнализации, централизации и блокировки на основе инновационных технологий;
- повышение качества проектирования, ведения и хранения технической документации, применяя интеллектуальных технических средств;
- представление технической документации на устройства сигнализации, централизации и блокировки на этапах её создания (проектирования), ведения и сопровождения;
- обеспечение единства представления технической документации в отраслевом банке данных;
- обеспечение взаимодействия проектных организаций со службой сигнализации, централизации и блокировки на уровне безбумажной технологии;
- интерактивное ускоренное получение необходимого нормативного документа на всех уровнях;
- повышение показателей качества функционирования и эксплуатации систем железнодорожной автоматики, телемеханики.
Таким образом, проектное предложение соответствует задаче ФАИ по части совместной разработки инновационных исследовательских идей, научных проектов вузами и производством.
На основе исследований будут разработаны: нормативный электронный формат технической документации железнодорожной автоматики и телемеханики на основе интерактивных средств.
интерактивного электронного нормативного формата технической документации является создания единой информационной среды нормативной документаций, предназначенные для использования в проектирования и эксплуатации устройств железнодорожной автоматики и телемеханики:
- при проектировании, ведении и использовании технической документации на уровне проектных организаций, на дистанционном уровнях управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки за счет использования инновационных подходов, принципов стандартизации, полноты и унификации компьютерных технологий ее получения, хранения и переработки;
- при разработке систем автоматизации проектирования и ведения технической документации за счет использования инновационных технологии автоматизации;
- при хранении и архивировании технической документации в отраслевом банке данных;
- при работе с документацией на устройства сигнализации, централизации и блокировки других систем.
Ожидаемое воздействие и результаты, вырженные в виде списка показателей. Практическая реализация результатов исследований завершенных в рамках разработанного проекта будет осуществляться в виде единого интерактивного электронного нормативного формата технической документации систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики в Узбекских железных дорог, а также будет включаться в образовательные курсы подготовки специалистов по направлениям «Автоматизация и управление технологических процессов и производств (на железнодорожном транспорте)», а также в Центре повышения квалификации преподавателей вузов, железнодорожных коллежей и специалистов железнодорожного транспорта по дисциплинам автоматики и телемеханики железнодорожного транспорта.
Заключительными бенефициариями проекта являются проектные организации, выполняющие проекты для железнодорожной отрасли страны, курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов-железнодорожников, работающих в целом транспортной сфере экономики нашей Республики, а также на внешнем рынке.
В рамках выполнения проекта будут использованы следующие индикаторы наиболее актуальных результатов:
• Количество и процент преподавателей, занятых в мероприятиях в производстве – 11;
• Количество учебных программ, разработанных совместно вузами и производством – 3;
• Количество студентов женского пола, участвующих в проекте – 15;
• Количеств производственных рабочих/сотрудников, проходящих обучение на базе ВОУ – 20;
• Количество студентов бакалавриата и магистратуры, докторантов, участвующих в связанных с производством проектах, реализуемых либо в вузе, либо на предприятии – 30;
• Количество бакалаврских и магистерских выпускных работ, учитывающих потребности промышленности – 10;
• Количество новых исследовательских проектов, реализуемых в ВОУ с участием производства и/или за счет внешнего финансирования, включая международное – 3;
• Количество мероприятий, связанных с производством, организованных в высших образовательных учреждениях – 4.
Институциональный потенциал для осуществления предлагаемого проекта – для выполнения проекта исполнители имеют возможность работать в Учебно-методический Центр Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, расположенных в 4 кабинетах, оборудованных более 100 современными компьютерами, подключенных к локальной сети института с последующим выходом в Интернет, принтерами, копировальной техникой, сканерами, системами обработки видео- и аудио материалов, системой видеоконференции.