ГЛАВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Название проекта: Совместная разработка инновационного интерактивного электронного нормативного формата технической документации устройств железнодорожной автоматики и телемеханики Ташкентского государственного транспортного университета и Управлением сигнализации и связи

Сумма и направление финансирования:

 Направление финансированияСумма, в долларах США
Направление 1: Усиление связей между вузами и промышленностьюX80 000

Команда управления проектом:

ФИО, должностьРоль/ответственностьКонтактная информация (тел номер, эл.адрес и т.д.)
Баратов Дилшод Хамидуллаевич, проректор по работе с молодежьюУправление, организацияbaratovdx@yandex.ru, 100167, г. Ташкент, ул. Темирйулчилар, дом №1
Мерганов Аваз Мирсултанович, начальник отдела научных исследований и подготовки научно педагогических кадровТехнический координаторmeravaz@gmail.com, 100167, г. Ташкент, ул. Темирйулчилар, дом №1

Период реализации проекта (не более 24 месяцев): 24 месяца

Главная проблема, которую должно решить предложение является отсутствие целостный контроль над  проектирования, ведения и хранения технической документации, отсутствие  информационного обмена в интегрированной информационной технологической системе хозяйства сигнализации, централизации и блокировки на основе инновационных технологий.

В настоящее время сложившаяся в ОА «Узбекистан темир йуллари» иерархическая структура нормативных документов предполагает последовательную детализацию требований. Установленные техническими регламентами общие требования безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта должны быть раскрыты в виде конкретных качественных и количественных показателей, предъявляемых к системам и устройствам в нормативных документах более низкого уровня – государственных стандартах и стандартах предприятий. Оценивая реальное состояние нормативного обеспечения в хозяйстве автоматики и телемеханики, можно сказать, что нормативный вакуум, характерный для 90-х гг. прошлого столетия, постепенно заполняется. Нормативная база формируется по трем основным направлениям – актуализация существующих нормативных документов, разработка новых и непосредственное применение европейских нормативных документов.

При разработке новых нормативных документов в качестве основной ставится задача нормативного обеспечения стадий жизненного цикла устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Это позволяет формирование исходных требований к техническим средствам, регламентировать процессы разработки, приемки и сертификации новых систем. Такие документы могут создаваться путем обобщения уже имеющегося опыта создания систем железнодорожной автоматики и телемеханики и заимствования требований нормативных документов других отраслей. Может также учитываться и опыт в области разработки систем управления других стран. Здесь необходимо принимать во внимание особенность развития технических средств, составляющих основу современных систем управления железных дорог.

У всех производителей систем железнодорожной автоматики и телемеханики прослеживается общая тенденция – применение общепромышленных аппаратных средств, которые адаптируются для выполнения конкретных задач с помощью программного обеспечения. Применение программного обеспечения как средства решения технологических задач и задач, связанных с обеспечением безопасности функционирования технических средств, позволяет учитывать нормативный опыт других отраслей промышленности, где оно применяется уже достаточно давно. Это также касается, и совершенно новых технологий, которые ранее не применялись на железных дорогах. Например, использование средств локации и анализаторов звука в системах оповещения работников на путях и людей в зонах пешеходных переходов. При адаптации этих устройств для решения задач железнодорожного транспорта также необходимо учитывать опыт их применения в других отраслях промышленности. Унификация технических средств, которые лежат в основе систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, дает возможность сконцентрировать технические требования к аппаратным средствам в зависимости от условий эксплуатации и требований по безопасности в одних нормативных документах, сделав их общими. А для их специализации под конкретные технологические задачи разрабатываются нормативные документы, которые регламентируют эксплуатационно-технологические требования.

Переход к интегральной оценке уровня безопасности продукции сигнализации, централизации и блокировки на стадиях разработки потребовал создания ряда нормативных документов.

Прямое использование европейских нормативных документов пока затруднительно – сказываются национальные различия в эксплуатационных требованиях и терминологии. Существенными также являются различия в сигнализации, правилах эксплуатации, инструкциях. Тем не менее, задача прямого применения или частичной гармонизации европейских нормативных

документов может быть решена по крайней мере для нормативных документов железнодорожного транспорта, ориентированных напроцессы разработки и их документирования.

Массовое внедрение новых систем управления, глобальные изменения, связанные с преобразованиями на железнодорожном транспорте и системах сертификации и стандартизации продукции, развитием интеграционных процессов в рамках международного сотрудничества, предопределяют необходимость совершенствования нормативной базы хозяйства автоматики ителемеханики. В ней должны учитываться особенности современной элементной базы, специфика применения программного обеспечения в составе технических средств и новых технологий при реализации функций управления движением поездов, а также изменения в процессах разработки систем, их оценки, приемки и обслуживания.

Задача обеспечения безопасности движения поездов носит комплексный характер, поэтому параметры надежности, включая показатели безопасности, должны нормироваться и поддерживаться на всех этапах жизненного цикла устройств. При этом нормативные документы призваны жестко регламентировать не только само изделие или систему, но и состав, содержание работ, выполняемых при их создании или эксплуатации. Решения разноплановых технических и управленческих задач, отличающихся содержанием и методологией, требуют соответствующей нормативной поддержки.

Основные стратегии, которые будут использоваться, включая инновации в рамках разработки Основная цель предложения – это формирования основных принципов создания единого интерактивного нормативного формата технической документации железнодорожной автоматики и телемеханики железных дорог Республики Узбекистан на основе совместной разработки ТашИИТ и Управления сигнализации и связи АО «Ўзбекистон темир йўллари».

На основе исследований будут решены следующие определенные цели:

  • создание и ведение нормативной базы технической документации на устройств железнодорожной автоматики и телемеханики;
  • обеспечение информационного обмена в интегрированной информационной технологической системе хозяйства сигнализации, централизации и блокировки на основе инновационных технологий;
  • повышение качества проектирования, ведения и хранения технической документации, применяя интеллектуальных технических средств;
  • представление технической документации на устройства сигнализации, централизации и блокировки на этапах её создания (проектирования), ведения и сопровождения;
  • обеспечение единства представления технической документации в отраслевом банке данных;
  • обеспечение  взаимодействия  проектных  организаций со службой сигнализации, централизации и блокировки на уровне безбумажной технологии;
  • интерактивное ускоренное получение необходимого нормативного документа на всех уровнях;
  • повышение показателей качества функционирования и эксплуатации систем железнодорожной автоматики, телемеханики.

Таким образом, проектное предложение соответствует задаче ФАИ по части совместной разработки инновационных исследовательских идей, научных проектов вузами и производством.

На основе исследований будут разработаны: нормативный электронный формат технической документации железнодорожной автоматики и телемеханики на основе интерактивных средств.

интерактивного электронного нормативного формата технической документации  является создания единой информационной среды нормативной документаций, предназначенные для использования в проектирования и эксплуатации устройств железнодорожной автоматики и телемеханики:

  • при проектировании, ведении и использовании технической документации  на уровне проектных организаций, на дистанционном уровнях управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки  за счет использования инновационных подходов, принципов стандартизации, полноты и унификации компьютерных технологий ее получения, хранения и переработки;
  • при разработке систем автоматизации проектирования и ведения технической документации за счет использования инновационных технологии автоматизации;
  • при хранении и архивировании технической документации в отраслевом банке данных;
  • при работе с документацией на устройства сигнализации, централизации и блокировки других систем.

Ожидаемое воздействие и результаты, вырженные в виде списка показателей. Практическая реализация результатов исследований завершенных в рамках разработанного проекта будет осуществляться в виде единого интерактивного электронного нормативного формата технической документации систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики в Узбекских железных дорог, а также будет включаться в образовательные курсы подготовки специалистов по направлениям «Автоматизация и управление технологических процессов и производств (на железнодорожном транспорте)», а также в Центре повышения квалификации преподавателей вузов, железнодорожных коллежей и специалистов железнодорожного транспорта по дисциплинам автоматики и телемеханики железнодорожного транспорта.

Заключительными бенефициариями проекта являются проектные организации, выполняющие проекты для железнодорожной отрасли страны, курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов-железнодорожников, работающих в целом транспортной сфере экономики нашей Республики, а также на внешнем рынке.

В рамках выполнения проекта будут использованы следующие индикаторы наиболее актуальных результатов:

• Количество и процент преподавателей, занятых в мероприятиях в производстве – 11;

• Количество учебных программ, разработанных совместно вузами и производством – 3;

• Количество студентов женского пола, участвующих в проекте – 15;

• Количеств производственных рабочих/сотрудников, проходящих обучение на базе ВОУ – 20;

• Количество студентов бакалавриата и магистратуры, докторантов, участвующих в связанных с производством проектах, реализуемых либо в вузе, либо на предприятии – 30;

• Количество бакалаврских и магистерских выпускных работ, учитывающих потребности промышленности – 10;

• Количество новых исследовательских проектов, реализуемых в ВОУ с участием производства и/или за счет внешнего финансирования, включая международное – 3;

• Количество мероприятий, связанных с производством, организованных в высших образовательных учреждениях – 4.

Институциональный потенциал для осуществления предлагаемого проектадля выполнения проекта исполнители имеют возможность работать в Учебно-методический Центр Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, расположенных в 4 кабинетах, оборудованных более 100 современными компьютерами, подключенных к локальной сети института с последующим выходом в Интернет, принтерами, копировальной техникой, сканерами, системами обработки видео- и аудио материалов, системой видеоконференции.